Узбекистан | 15:58 / 12.06.2025
2506
5 минут чтения

Снова прописка: как новый запрет поменяет рынок такси в Ташкенте

Теперь такси в столице станет дороже, ждать машину придётся дольше, а водители из регионов — либо уйдут в тень, либо переоформят авто на местных. Правозащитники и экономисты бьют тревогу.

Фото: Kun.uz

Таксистам из регионов запретили работать в Ташкенте. Соответствующее постановление Кабинета министров было принято без предварительного обсуждения два месяца назад, что вызвало волну негодования в обществе. Это решение напоминает времена действия «прописочного режима».

Утром 11 июня распространилось сообщение: «Теперь каждый будет таксовать в своём регионе». Информация подтвердилась. Согласно постановлению, подписанному премьер-министром 2 апреля 2025 года, изменён порядок выдачи лицензий на такси. Теперь лицензия будет выдаваться только на деятельность в том регионе, где зарегистрирован государственный номер автомобиля, и в прилегающих к нему регионах.

То есть, автомобиль с андижанскими номерами (код 60) сможет легально заниматься извозом только в Андижанской, Ферганской и Наманганской областях. Чтобы работать в Ташкенте по закону, машина должна иметь номер с кодом 01 или 10. В противном случае водителя могут привлечь к ответственности за нарушение лицензионных требований или незаконный извоз. Платформы вроде Yandex Go и Uklon обязали обеспечить выполнение новых требований.

Таксисты, успевшие получить лицензию до вступления постановления в силу, смогут работать по старым правилам до окончания срока действия лицензии — максимум один год. После этого число законных водителей из регионов в Ташкенте начнёт резко сокращаться. А раз спрос остаётся прежним, а предложение уменьшается — это прямой путь к росту цен.

Это решение вызвало волну критики в соцсетях. Общественные активисты назвали постановление антиконституционным. Статьей 67 Конституции Узбекистана, гражданам гарантирована свобода передвижения и выбора места работы по всей стране.

Юрист и блогер Хушнудбек Худойбердиев назвал происходящее «официальным возвращением прописочного режима».

«Поздравляю всех с официальным возвращением ПРОПИСКИ! С таким трудом, “потом и кровью” мы от неё избавились, и вот она — вернулась. Даже если это противоречит Конституции, всё равно приняли. Не думал, что мы так быстро откатимся назад. Таксисты — только начало! Завтра скажут, что парикмахеры должны стричь только в своём регионе, а пекари — печь хлеб у себя», — написал он.

Худойбердиев перечислил ожидаемые последствия постановления:

1.    Такси в Ташкенте подорожают.

2.    Вместо 2 минут машину придётся ждать 10–20 минут, потому что число легальных таксистов резко сократится.

3.    Региональные водители уйдут в тень. Увеличится число «ловящих клиентов с обочины» и расцветёт теневой рынок.

4.    Водители будут переоформлять свои авто на столичных знакомых, а сами ездить по доверенности. Это приведёт к волне имущественных споров — многие рискуют остаться без машин.

Экономист Бехзод Хошимов заявил: если цель — снизить заторы в Ташкенте, то этот подход неэффективен. Выдворение региональных таксистов не уменьшит потребность населения в автомобилях. Более того, затронуты конституционные права граждан.

«Если запрещают работать из-за происхождения — это уже вопрос основных прав. Граждане Узбекистана имеют право жить и работать в любом регионе страны», — отметил он.

Экономист Отабек Бакиров поддержал коллегу и призвал депутатов обратиться в Конституционный суд. По его словам, у десятков тысяч водителей в Ташкенте теперь всего три варианта:

– продать машину и уехать в Россию на заработки;

– вернуться в область и пополнить ряды безработных и бедняков;

– потратить минимум 5,5 млн сумов на переоформление авто на местного жителя и получение новых номеров.

«Жители столицы ощутят последствия дискриминации регионалов на своих кошельках. Цены на такси вырастут, “бомбил” станет меньше. Дешёвая рабочая сила из регионов — один из немногих факторов, сдерживающих рост цен на услуги в Ташкенте», — резюмировал Бакиров.

Новости по теме