В Узбекистане рассрочка может обойтись на 50% дороже: ЦБ обеспокоен скрытой долговой нагрузкой
Центробанк провёл исследование, в ходе которого выяснилось, что при покупке товаров в рассрочку на 1 год их стоимость может увеличиваться до 52%. Особенно активно пользуются рассрочкой молодые потребители.

Фото: изображение, сгенерированное ИИ
По данным исследования, поисковые запросы в Google по слову «рассрочка» (на латинице и кириллице) начали резко расти с конца 2021 года. Причём чаще всего пользователи ищут это слово на латинице, что указывает на интерес со стороны молодёжи.
Накрутка со стороны продавцов
Так, при покупке iPhone 16 Pro Max (256 ГБ) на 12 месяцев, итоговая переплата может составить от 27,3% до 44,3% (в среднем 39,6%). В пересчёте на банковскую процентную ставку это соответствует 47,1–73,8% годовых (в среднем — 66,5%).
Пример из магазина «Brostore.uz»: телефон стоимостью 17 770 000 сумов предлагается в рассрочку с первоначальным взносом 30% (5 331 000 сумов). Оставшаяся сумма — 12 439 000 — выплачивается за 12 месяцев по 1 805 254 сумов, что в итоге составляет 26 994 050 сумов. Переплата — 51,9%.
Магазин «Idea» заявляет, что продаёт технику в рассрочку без дополнительных платежей на 6 месяцев. Однако их цена на iPhone 16 Pro (128 ГБ) — 21 990 000 сумов — на 52,4% выше средней рыночной (14,4 млн).
Кто торгует в рассрочку
По состоянию на декабрь 2024 года, с Кредитно-информационным аналитическим центром (КИАЦ) сотрудничают 307 торговых организаций, из них 53 — индивидуальные предприниматели. Из них:
- 36,2% находятся в Ферганской области,
- 23,2% — в городе Ташкенте,
- 12,6% — в Наманганской,
- 7,5% — в Андижанской,
- 5,5% — в Ташкентской области.
Самые низкие показатели — в Сырдарьинской (1,2%), Джизакской (0,8%) и Сурхандарьинской (0,4%) областях.
По видам бизнеса:
- 37% — розничная торговля бытовой техникой,
- 25% — торговля разными товарами,
- 11% — техника связи,
- 8% — мебель и бытовые принадлежности.
С 2018 по 2024 год совокупная выручка участников данного рынка выросла с 8,1 млрд до 201,3 млрд сумов (в 25 раз). Особенно заметны скачки в 2022–2023 (+35 млрд) и 2023–2024 (+94 млрд) годах. За это же время объём привлечённых банковских кредитов вырос в 52 раза — с 22,3 млрд до 1 169,8 млрд сумов.
Кто берёт в рассрочку
Центробанк также проанализировал гендерный и возрастной состав потребителей (по данным двух анонимных организаций). 63% клиентов — моложе 35 лет. Среди мужчин этот показатель — 72%, среди женщин — 53%.
В 2024 году в этих организациях обслуживалось 1,9 млн клиентов (1,1 млн мужчин и 0,8 млн женщин). При этом у одной из компаний — 1,7 млн уникальных пользователей.
На 1 января 2025 года 777,5 тыс. из них имели также действующие банковские кредиты, большинство из которых — микрозаймы (68,7%).
Самая высокая средняя сумма по договору — у мужчин в возрасте 51–65 лет (2 млн сумов), у женщин — 1,7 млн. Молодёжь (18–25 лет) брала товары на сумму в среднем 900 тыс.
27% всех покупателей в рассрочку проживают в Ташкенте или Ташкентской области.
Если в 2023 году на одного человека приходилось в среднем 2 договора, то в 2024 — уже 3. В Ташкенте — до 4, в Намангане и Андижане — по 2.
52,1% клиентов имеют 1 договор, 17,7% — два, 4,4% (82 тыс. человек) — более 10 договоров.
Вывод
Центробанк предупреждает: рассрочка одновременно стимулирует потребление и создаёт риски — от роста скрытой долговой нагрузки до потенциальной угрозы финансовой стабильности. Регулятор считает необходимым разработку чётких правовых и финансовых механизмов регулирования этого рынка.
Ранее Kun.uz также публиковал собственное расследование на эту тему.
Новости по теме

12:35 / 16.06.2025
«Уровень начала 2000-х»: владельцы пластиковых карт сталкиваются с бюрократией при их закрытии

10:44 / 11.06.2025
Сум укрепился на 2% за две недели. Как это произошло?

20:35 / 04.06.2025
Узбекистан третий месяц подряд остаётся крупнейшим продавцом золота в мире

19:04 / 04.06.2025